Из школьных сочинений 1946 года. Последние дни оккупации Дмитриева

В музее появились уникальные документы — школьные сочинения старшеклассников 1946 года. Одна из тем – события февраля и марта 1943 года.
Эти сочинения передал в музей наш земляк Всеволод Игнатьевич Веркевич.
Их долгие годы хранила Гайдукова Ольга Анисимовна, работавшая после войны учителем в Дмитриеве, затем школьные тетрадочки берегла её дочь Елена Романовна.

Читаем сочинение Басаевой Галины, ученицы 9 «Б» класса Дмитриевской средней школы. Сочинение называется «Освобождение».

«На главной улице около комендатуры собрались толпы народа, читающие газеты, в которых немцы объясняли причину отступления. Они утверждали, что предусматривая особые стратегические цели, выравнивают линию фронта. Но паника увеличивалась.
Из города выезжали румынские и мадьярские солдаты, потому что немцы им не доверяли. По листовкам, получаемым от партизан, было известно, что немец получил сокрушительный удар под Сталинградом.
Погода была ужасная. Снежные метели замели все дороги. Немцы начали подготовку дорог для отступления. Для этого мобилизовали население для чистки снега. Комендатура эвакуировала имущество.
Орудийный гром приближался. Несмотря на оглушающие и наводящие страх взрывы, чувствовалось приближение чего-то близкого, родного. Немцы устраивали укрепления на окраинах города. Все жители перебрались в подвалы и убежища, потому что в квартирах было оставаться опасно. Некоторые дома были повреждены снарядами. Немецкие солдаты шарили по квартирам и брали все, что попадалось под руки.
Войска Красной Армии приближались. Дмитриев был окружен полукольцом. Расстояние между двумя действующими сторонами было около двух-трех километров, самое близкое — 50 метров между городом и поселком Татарка. Границей являлось красное знамя с черным фашистским знаком, которое лежало на снегу около первого моста.
Перестрелка не прекращалась. Особенно ужасное зрелище было ночью. Всё вокруг охвачено было заревом. Горели окружающие села. Сильно пострадали от пожаров Старый Город, деревня Ладыгино, посёлки Татарка, Гришино.
Приближался день двадцать третьего февраля, день Красной Армии. Все ждали чего-то знаменательного, решающего. Все жители сидели в подвалах. Борясь с голодом и холодом, ждали дня встречи со своими.
В ночь на двадцать третьего февраля началась усиленная перестрелка. Вокруг разрывались мины и снаряды. Все выстрелы сливались в один гул. Всем была объявлена обязательная эвакуация. Исключение составляли старики, дети и больные, которые не могли передвигаться.
Погода быстро менялась. Приближалась весна. Все ждали своих, чтобы избежать предстоящей гибели. Февраль был на исходе. Погода, казалось, предсказывала что-то радостное. Немцы отбирали у населения сани, потому что на повозках ехать было нельзя. Все пути были отрезаны, только единственный выход через Дерюгино оставался свободным.
Днём первого марта стояла замечательная погода. Солнце светило и согревало землю. Немцы тащили свои лодки по дороге на Дерюгино. Но теперь они шли не таким маршем, как в 1941 году. Среди населения сложилась поговорка: «Приехали на таночках, а удирают на саночках».
В ночь на второе марта все утихло. Только изредка слышны были одиночные выстрелы. На станции горела хлебосушилка с хлебом.
На рассвете второго марта мы увидели первого родного русского красногвардейца, а за ним и других красноармейцев. На их лицах была радостная улыбка. Мы окружали их, расспрашивали обо всём. Теперь только мы почувствовали себя свободно перед родными освободителями.
Приглашая в квартиры, угощали, кто чем мог, но долго они задерживаться не могли. Им предстоял ещё большой путь до звериного логова. И на пути вставали стонущие под игом оккупантов Украина и Белоруссия.
К полудню появились первые машины, везущие огромные орудия. Провозили различные виды орудий. И одно самое огромное – «Катюша», которого немцы боялись. Теперь нами овладело чувство полной уверенности в близкой окончательной победе Красной Армии над фашистами. Все чувствовали себя свободно.
Со словами «Гитлер капут» немцы сдавались. Они имели невинный вид. Но из песни слов не выбросишь: «По заслугам каждый награждён».
На лице каждого человека можно было прочесть чувство радости и благодарности нашей доблестной Красной Армии за освобождение от немецких оккупантов!»

А вот еще строки из сочинения Лариной Евгении, ученицы 9 «Б» класса Дмитриевской средней школы. Называется оно «Последний налет врага».
«Было прекрасное мартовское утро. Небо чисто от туч и облаков. От солнечного тепла на пригорках таял снег. Голубое небо и яркое солнце обещали прекрасный, радостный день. На душе у всех было спокойно и приятно. Но спокойствие города вдруг нарушил гул немецких самолетов. Поднялась беготня, крики. Люди волновались, дети плакали. Все прятались в подвалы. Немцы начали осыпать город бомбами. Бомбы сыпались как пули. Хотя они были невеликими, но их было множество. Картина была ужасная. Все как будто вымерло. Слышно было только пронзительное жужжание бомб, а потом их взрывы. И так продолжалось, примерно, двадцать или тридцать минут.
Когда самолеты скрылись, послышались крики, шум, стоны раненых. В воздухе пахло порохом. Были разбиты жилые дома, убито много жителей, а также красноармейцев. Уничтожено много скота. Вслед за этими самолетами налетела другая волна самолетов, которая продолжала бомбить город.
Особенно пострадали Красная и Рабочая улицы. На Рабочей улице, попавшей в дом бомбой, была убита вся семья. Весь день прошел тревожно.
К обеду погода переменилась. На небе появились тучи, начал идти дождь. Казалось, что и природа сочувствует человеку, плачет вместе с ним. Остальная половина дня прошла очень тревожно, так как самолеты все время кружились над городом. И лишь вечером, с наступлением темноты, жители вышли из убежищ и погребов, измученные пережитым за день.
Линия фронта остановилась в двадцати пяти километрах от города, враг был недалеко и опасность бомбёжки не миновала. Слышны были частые взрывы, гул орудийных залпов. Город жил прифронтовой жизнью, полной опасностей».

А это отрывок из сочинения Леонтьевой Зои, ученицы 9 «Б» класса, Дмитриевской средней школы «Последние дни оккупации».
«…И вот, в час дня семнадцатого февраля, когда бушевала снежная буря, наши родные братья и отцы подошли близко к городу.
Немцы встревожились, взволновались, бегая и рыща по домам, выгоняя жителей для подноски снарядов, которые они установили в разных концах города.
Фашистские палачи стреляли из пулеметов и бросали гранаты в подвалы, где прятались жители города.
Всячески издевались гитлеровские изверги над евреями; многие из них были расстреляны, а многие угнаны неизвестно куда.
… Да, это были самые тяжелые часы в дни оккупации, когда озлобленный немец врывался в дома и выгонял отцов, сыновей, не давая даже возможности попрощаться с семьей.
Наши войска находились в это время в трех-четырех километрах от города. День и ночь шли бои, свистели пули, всюду раздавалось стрекотание пулемета, гул самолетов….»

Эти сочинения написаны, когда прошло три года с момента освобождения Дмитриева и один год со дня Великой Победы. Взрослые дети записали то, что видели своими глазами.
Сегодня, когда мы празднуем 81-ю годовщину освобождения, эти строки особенно ценны для всех нас, живущих ныне на Дмитриевской земле.
Гайдукова Ольга Анисимовна школьные сочинения объединила в повести «Пережитое». В начале тетради со школьными сочинениями написала: «Повесть «Пережитое» представляет собою коллективный труд учащихся 9 «Б» класса Дмитриевской средней школы, а также некоторых других учащихся этой школы, которые изъявили своё желание участвовать в писании этой повести.

В начале 1945-46 учебного года я предложила учащимся 9 «Б» класса, руководителем которого я назначена в этом году, писать в течение всего учебного года повесть, которая содержала бы в себе такой материал, который был бы близок всем учащимся. Класс поручил комсомолке Жене Букенко начать такую повесть и придумать ей название.
С нетерпением ждал класс следующего понедельника, чтобы на очередном классном собрании услышать начало повести. Женя начала повесть с описания дня вступления немцев в наш город, с 8 октября 1941 года и назвала её «Пережитое». Начало очень понравилось ребятам, одобрили они и заглавие. Продолжение рассказа писала Шура Морозова, так как в первый же день своего прихода немцы ворвались к ней в квартиру, сорвали со стены похвальную грамоту, растоптали стекло своими грязными сапогами и уничтожили дорогую ей память о её успехах в школе. Так, постепенно, все учащиеся класса писали историю родного города и района в годы 1941-46 и на каждом классном собрании слушали автора очередной части повести, обсуждали правильность написания, вносили исправления, одобряли удачные рассказы и с нетерпением ждали продолжения повести. Каждый получал задание писать дальше именно тогда, когда именно он, а не другой мог лучше описать данное событие.

Узнав о нашем литературном творчестве, учащиеся других классов заинтересовались этой работой и просили принять и их рассказы в наш сборник. Мы охотно их труд принимали и присоединили к своему сборнику.
Эта повесть представляет собой богатый краеведческий материал: жизнь нашего города и района в трудные дни оккупации, радость освобождения и восстановления родной школы отразилась в ней в простых, искренних рассказах ребят. Эта работа сплотила класс в дружный, хороший коллектив. Среди комсомольцев 11 класса, они являются ядром, активом, который благотворно влиял на всех учащихся. Эта повесть укрепила в учащихся чувство советского патриотизма, любви к Родине, гордости за свой народ, за доблестную Красную Армию. Заканчивается повесть описанием первомайской демонстрации 1946 года.»

Подготовила материалы научный сотрудник Любовь Пыхтина

209

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх