«В Курске для лечения рака молочной железы есть все, что имеется в мире!»

В 1993 году Всемирная организация здравоохранения объявила октябрь месяцем борьбы с раком молочной железы. Действительно, с этим недугом связано немало мифов, к примеру, что долгосрочный прием оральных контрацептивов приводит к нему или что после перенесенного заболевания женщина не имеет шансов забеременеть и родить ребенка.

Об этом и многом другом рассказал в интервью заведующий кафедрой онкологии КГМУ, кандидат медицинских наук, онколог и хирург высшей квалификационной категории, хирург ОБУЗ «Курский онкологический научно-клинический центр» им. Г.Е. Островерхова Владимир Владимирович Хвостовой.

— Владимир Владимирович, что способствует возникновению рака молочной железы?

— Факторы риска отражены в клинических рекомендациях Международного противоракового союза. Это, в первую очередь, возраст. Несмотря на то, что все чаще возникают слухи — рак молочной железы «помолодел», чем старше становится женщина, тем больше возрастает риск заболевания. Наследственный фактор тоже никто не отменял. Также это: гиперэстрогенный статус, наличие лишнего веса, малоподвижный образ жизни, поздние первые роды или вовсе отсутствие материнства в жизни женщины, раннее менархе и поздняя менопауза, злоупотребление алкоголем и курение (особенно в период лактации!).
Еще один фактор риска – дисгормональная гиперплазия или мастопатия. Многие женщины испытывают болевые ощущения и напряжение груди перед менструацией и часто называют это явление предменструальным синдромом – ПМС. Мастопатию тоже не стоит игнорировать.

— Медицина не стоит на месте. Постоянно появляются новые методы диагностики рака молочной железы и онкологических заболеваний в целом. Расскажите о них.

— На самом деле, чтобы поставить диагноз именно рака молочной железы, не нужно каких-то сверхъестественных аппаратов, достаточно маммографа, но цифрового, с возможностью архивирования, а также двойного-тройного контроля. Появились также аппараты для маммографии с возможностью использования искусственного интеллекта в обработке снимков, а также с системами цифрового томосинтеза – это компьютерная томография, дающая высочайшее качество изображения. В России таких установок пока немного, но в Курском областном онкологическом центре она есть.

Если говорить о новых методах, то это маммография с внутривенным контрастным усилением. Суть его состоит в том, что пациентке вводится специальный контраст, благодаря чему поражения, которые не отчетливо определялись на обычном снимке, становятся видны. Появились новшества и в системе ультразвуковой диагностики, к примеру, эластометрия, когда плотность образования в молочной железе определяют с помощью специальной компьютерной программы.
В лечебных учреждениях Курской области, и не только в онкоцентре, есть все условия для того, чтобы выявить рак молочной железы на ранней стадии.

— А в связи с этим изменилась ли статистика количества случаев заболевания?
— Правильный вопрос. За последние 3-4 года в структуре онкологической заболеваемости рак молочной железы занимает I и II место, «обогнав» рак легкого, а в некоторые годы даже и рак кожи. Но цифры заболеваемости «выросли» за счет ранней диагностики. Если пять лет назад количество впервые выявленных случаев было около 500, то теперь их более 700, причем в основном за счет ранних стадий. Это хорошо. И, повторюсь, это не только благодаря онкоцентру. В медицинских учреждениях региона много хороших цифровых маммографов – их более 30. Плюс свое действие оказывают тематические акции и программы. К примеру, не так давно в качестве «пилота» провели тотальное обследование женщин в Железногорске. Положительную роль играют такие масштабные проекты, как «Матери России», когда проанкетировали 60 тысяч женщин в Курской области, после чего выделили определенное количество представительниц прекрасного пола в группу риска и активно вызывали на обследование.
Благодаря всем этим мерам в нашем регионе 75 процентов случаев выявляемого рака — это нулевая, первая и вторая стадия.

— С раком молочной железы связано много мифов. К примеру, лучшая профилактика – это грудное вскармливание. Это так?
— Не совсем. Да, женщина, не кормящая грудью, имеет больший риск заболевания. Профилактическое действие грудного вскармливания реализуется в интервалах от 4 месяцев до 1,5 лет суммарного кормления. Если женщина кормила суммарно более 1,5 лет, у нее опять начинают возрастать риски.
Я также упомяну о том, что хорошей профилактикой являются ранние роды – то есть до 20 лет. Собственно, поэтому в Бирме и Бангладеш, а также других небольших странах, где женщины рано становятся мамами и часто рожают, процент заболеваемости практически сведен на нет. Ведь гормоны беременности являются очень мощным фактором профилактики рака груди.

— Существует миф о том, что оральные контрацептивы способствуют возникновению рака молочной железы.
— Как свидетельствуют последние исследования, это не так. Только в индивидуальных случаях, например, при наследственном раке молочной железы, обусловленном генетическими нарушениями. Миф этот появился много лет назад, после исследования используемых для контрацепции препаратов с очень высоким содержанием эстрогенов, которые давно не применяются. То же касается и постменопаузальной заместительной гормонотерапии. Она не вызывает достоверных рисков.

— Всегда ли при раке молочной железы нужно удалять грудь?
— Нет, в настоящее время это делается только в запущенных случаях, когда болезнь уже видна невооруженным глазом, и сама женщина замечает, что что-то не так, но не обращается к врачам. Сейчас вся эволюция лечения рака молочной железы в мире пошла по пути сокращения объемов операции. И при первой-второй стадии есть возможность сохранить грудь. И даже если удаление необходимо, то при желании больной есть возможность провести операцию по реконструкции. Кстати, 15 лет назад сохранить грудь врачи могли примерно в 20 процентах случаев, а сейчас – практически в 90!
Но некоторые пациентки сами настаивают на проведении мастэктомии вместо органосохраняющих операций, после которых обязательно проводится послеоперационная лучевая терапия. А ведь это дополнительное пребывание в стационаре, и терапия имеет определенные побочные эффекты, особенно у пожилых женщин.

— Какие новые методы лечения рака молочной железы доступны для Курской области?
— В нашем регионе есть все, что имеется в мире, в том числе возможности органосохраняющего хирургического вмешательства. Мы отказались от рутинного удаления подмышечных лимфоузлов, что вело к отеку руки, нарушению подвижности в плечевом суставе. Сейчас мы используем высокотехнологичную методику биопсии сторожевых лимфоузлов.
Самые большие достижения в лечении рака молочной железы в мире связаны не с хирургией или лучевой терапией, а с системным лечением – развитием новых лекарств и схем. Надо еще понимать, что за этими тремя словами «рак молочной железы» кроется очень большое количество заболеваний, которые сами по себе так различны: по скорости течения, скорости и возможности развития метастазов, по чувствительности к терапии. То есть имеются молекулярно-генетические варианты рака, которые абсолютно разные. И чтобы лечить рак молочной железы, мы должны знать – какой это вариант.
В лечение рака молочной железы добавилась таргетная терапия – молекулярно-целевая. Когда в опухоли были идентифицированы определенные рецепторы, которые важны для жизнедеятельности раковой клетки. А для них придумали препарат, который как ключ подходит к замку, при этом уничтожая их. И такое лечение применяется в Курске.
Плюс еще последнее достижение онкологии – иммунотерапия в виде блокады контрольных иммунных точек. Когда иммунной системе пациента помогают распознать опухоль и уничтожить. Эта терапия тоже применяется при раке молочной железы, даже когда уже есть метастазы.

— Может ли женщина, излечившись от рака молочной железы, забеременеть и родить ребенка?
— Конечно. Это нормальная практика. Если рак молочной железы не гормонозависимый, то после лечения и химиотерапии необходимо подождать год, после чего можно стать мамой. А если рак гормонозависимый, то необходимо после лечения «выключение» функции яичников (не менее, чем на 5 лет), а потом беременность тоже возможна.

— Итак, что нужно делать для того, чтобы не допустить рака молочной железы?
— Мы, в принципе, уже сказали о них: важны роды, грудное вскармливание. Не стоит игнорировать мастопатию, следует обязательно обратиться с этой проблемой к врачу. Правильная патогенетическая обоснованная терапия мастопатии на сегодняшний момент в клинических рекомендациях признана как фактор профилактики рака молочной железы. При назначении препаратов с доказанной эффективностью, но только не витаминов или БАДов, на 20-30 процентов можно снизить риск развития рака молочной железы. Благотворное влияние оказывают и дозированные физические нагрузки. Есть французское исследование, которое доказывает, что если час в день женщина выполняет работу по дому или на приусадебном участке, у нее в течение жизни на 40 процентов снижается вероятность развития рака молочной железы. Внимательно следите за уровнем сахара в крови и за функцией щитовидной железы. И, конечно же, каждый год проходите обследование. До 40 лет – УЗИ молочной железы, а после – маммографию. И будьте здоровы, жизнерадостны и красивы!

378

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх