Семейная страничка, или советы родителям

Рассказывает Нина Иваныкина, учитель — логопед средней школы №1:

Я уже писала о том, что главная задача детства, невосполнимая позже, – наиграться. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения. Главной формой подготовки к школе должна быть игра. Но я не о компьютерных играх!

Сейчас стало модным нанимать детям репетитора, даже для дошкольника. Это же куда проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру всё прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра всё вытряхивается из шкафа. Дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные: «Мам, давай ты будешь волком, а я Красной Шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и …начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». На час-другой все заняты: ребёнок вроде развивается, и мама тоже при деле.

Дети дошкольного возраста большую часть времени должны проводить за играми.
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок не здоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической слабости, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка.

Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляют разные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают осанку, снимают утомление и повышают работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей — развивая в них рефлексию и волю.

Хотите примеров? Пожалуйста.
1. Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость. Это не просто беготня. Ребёнок приучается соблюдать очередь, считаться с партнёрами, следовать жёстким правилам.

2. Салки, прятки, всевозможные «Штандерт – стоп» и казаки – разбойники, о которых, к сожалению, мы все забыли. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.

3. Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи. Это физическое свойство материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать.

Ролевые игры являются прекрасной тренировкой для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.
Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.
Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Бесконечные лего, лото, пазлы и прочие кубики. Это пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталей, чтобы заменить одну большую балку? Какой дуги не хватает, чтобы соединить мост?

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется компьютерными играми. Нужно понимать, что такая деятельность не является той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.

497

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх