Рассказывает Нина Иваныкина, учитель — логопед средней школы №1:
Я уже писала о том, что главная задача детства, невосполнимая позже, – наиграться. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения. Главной формой подготовки к школе должна быть игра. Но я не о компьютерных играх!
Сейчас стало модным нанимать детям репетитора, даже для дошкольника. Это же куда проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру всё прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра всё вытряхивается из шкафа. Дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные: «Мам, давай ты будешь волком, а я Красной Шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и …начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». На час-другой все заняты: ребёнок вроде развивается, и мама тоже при деле.
Дети дошкольного возраста большую часть времени должны проводить за играми.
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок не здоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической слабости, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка.
Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляют разные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают осанку, снимают утомление и повышают работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей — развивая в них рефлексию и волю.
Хотите примеров? Пожалуйста.
1. Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость. Это не просто беготня. Ребёнок приучается соблюдать очередь, считаться с партнёрами, следовать жёстким правилам.
2. Салки, прятки, всевозможные «Штандерт – стоп» и казаки – разбойники, о которых, к сожалению, мы все забыли. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.
3. Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи. Это физическое свойство материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать.
Ролевые игры являются прекрасной тренировкой для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.
Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.
Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.
Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.
Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Бесконечные лего, лото, пазлы и прочие кубики. Это пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталей, чтобы заменить одну большую балку? Какой дуги не хватает, чтобы соединить мост?
К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется компьютерными играми. Нужно понимать, что такая деятельность не является той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.