Всю войну – на передовой

Уходит от нас поколение победителей, их рассказы о пережитом, как правило, всегда скупы, но чем меньше остается фронтовиков, тем ценнее каждое воспоминание о том, какой ценой была завоевана Победа над фашистами. Недавно ушла из жизни последний ветеран Великой Отечественной войны, проживавший в г. Дмитриеве, — Зоя Тихоновна Братчикова.
На фронте она служила телефонисткой, со своей ротой связи прошагала-проползла, будучи все время на передовой, большой боевой путь от Москвы до Кенигсберга.
Роль связи в истории Великой Отечественной войны преувеличить невозможно. Связисты, рискуя жизнью, под огнём тянули линии, и только благодаря им можно было координировать действия частей и подразделений, от их слаженной работы зависел успех боевой операции и судьба нашей Победы.
Родилась Зоя Тихоновна 22 февраля 1926 года в с. Красное Шеховского района Москов-ской области.
— В 1941 году мне было 15 лет, — вспоминала ветеран, — училась в школе, учителей уважали, как Бога, в школу ходила за 4 километра. Помню, у нас был учитель по немецкому языку, бывало, скажет: гут, гут, кто же тогда мог подумать, что немецкую речь придется слышать не только в школе как ободрение, но и из уст заклятых врагов. Родители трудились в колхозе, мама была бригадиром. Да и мы с малолетства работали в колхозе, чтобы было больше трудодней, помогали на покосе – разбивали валы, сушили, лошадей водили, вместо удобрений развозили по полям навоз.
Когда началась война,
всех комсомольцев из села забрали на трудовой фронт. Копали противотанковые рвы, чтобы фашистская техника не могла проехать, делали заграждения из колючей проволоки. А кто был поменьше, тех направляли угонять в тыл скот.
Отец ушел на фронт в первые дни войны и погиб в 1941 году. О том, что мамы не стало, я узнала только после войны, судьба уберегла ее от страшной смерти — быть заживо сожженной, ведь немцы сгоняли людей в дома и поджигали, но однажды при бомбежке в дом попал снаряд, и она погибла.
Мы работали от Шеховского района до Волоколамска, где панфиловцы совершили свой подвиг. Все лето и осень копали, на что уж были привычны с раннего детства к труду, а кровавые мозоли с рук не сходили. Спали на еловых ветках, а к осени обустраивали ночлеги в шалашах.
Так и приблизились к Москве. Нас всех собрали и направили учиться, сначала я была санитаркой, а когда в феврале исполнилось 16 лет, выучилась на телефонистку, меня направили служить в 782-ю роту связи 331-й дивизии 31-й армии.
Я обеспечивала связь на наблюдательном пункте командира дивизии. Связь — это нерв армии. И работа телефонистки нелегкая, надо было помнить сотни позывных, например, генерал Берестов звонит 75-му или 76-му, все по номерам. Чтобы операция шла успешно, надо было правильно соединять с нужным объектом.
По трое суток не вставали из-за коммутатора, просто теряли голос, тогда же не было таких возможностей как сейчас, сотни раз: «5-й вызывает 17-го, 34-й вызывает 75-го» — и так до бесконечности, а если нет связи, значит, не будет нормального хода боя.
Слушаешь, и в голове не укладывается, как эти хрупкие девушки в любую погоду ползком под жуткими обстрелами, неся за плечами тяжеленную катушку с кабелем, сдирая кожу на руках, вновь и вновь искали оборванный провод, восстанавливая линии.
— Связь постоянно рвалась, но ее нужно было держать любой ценой, — подчеркивала Зоя Тихоновна. — По морозу ползешь, весь мокрый, а весной и осенью вообще в воде, холод постоянный, но надо было держать связь, от этого зависели жизни людей и исход операции.
В 1942 году мы погнали фашистов от Москвы, начали наступление. Освобождали Смоленск, затем Ржев, там были страшные бои, я хорошо это помню.
Потом мы пришли в Белоруссию, первыми вошли в Минск, потому что рота связи всегда должна быть на передовой – без связи никакого наступления.
На мой вопрос «Как же не
страшно было Вам, юной девушке?», Зоя Тихоновна ответила:
— Сказать страшно — ничего не сказать… Но мы шли в бой со словами «За Родину! За Сталина!» Ребята падали на пулеметы, закрывали их собой, чтобы не сорвать наступление, человек понимал, что он погибает, но сколько жизней спасает!
И молодое поколение должно знать, что этот героизм показывают не только в фильмах, это наша история, я это видела своими глазами.
После Белоруссии пришли в Польшу, там мэр города очень радушно нас встречал, благодарил командиров, даже в честь советских воинов устроил банкет.
А с какой благодарностью нас встречали мирные жители! Все время говорили: «Пани, пани, спасибо». Угощали нас тем, что у них было, помню, впервые попробовала там турнепс.
Вот я сейчас смотрю телевизор и не понимаю, что происходит. Почему так? Ведь у них остались дети, внуки, неужели они не помнят? Они же так были нам благодарны за освобождение от фашистов.
После Польши были страшные бои в Восточной Пруссии. Погибло очень много наших ребят. Сам командир дивизии генерал Берестов шел всегда впереди и вел войска.
А когда входили в города, командир всегда говорил: «Мы сюда пришли не грабители, а освободители, и чтобы не было соблазна, если кто-то проявит насилие к жителям – расстрел».
В Кенигсберге я встретила Великую Победу. Мне никогда не забыть тот солнечный день. От радости мы и плакали, и обнимались, и смеялись.
У Зои Тихоновны не осталось ни одной военной фотографии. По словам фронтовика, в военных газетах о них печатали, но фотографии некогда было делать – все время были на передовой.
Ветеран З.Т. Братчикова была награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «Георгия Жукова», удостоена знака «Фронтовик 1941-1945 гг.».
На фронте Зоя Тихоновна встретила свою судьбу, курянина, командира взвода Сергея Братчикова, так судьба и связала ее с нашим краем. Воспитали четверых детей, благодарны бабушке внуки и правнуки.
И после войны связь осталась навсегда в жизни нашей героини – почти 30 лет она проработала на узле связи международной телефонисткой, и здесь ее труд был отмечен медалью «За трудовую доблесть».
Про военное прошлое Зоя Тихоновна вспоминала будто бы со стеснением, мол, ничего героического не совершала, каждый делал все возможное, чтобы победить врага.
Но ведь именно от таких, как она, девчонок, от вовремя переданных ими приказов командования зависели жизни миллионов воинов и сам исход Великой Отечественной войны.
Уходят ветераны… Но нам завещают помнить, какой ценой нам дарована жизнь. Низкий им поклон!

491

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх