Жила в поселке девушка…

16 октября 1942 года оборвалась жизнь восемнадцатилетней девушки Веры Терещенко. В музее подвигу бесстрашной комсомолки посвящена экспозиция.

Рассказывает Надежда Томилина, директор музея:

— Вот довоенные фотографии: девочка, окруженная школьными товарищами, беззаботно улыбается. Военные снимки передают черты уже рано повзрослевшего человека. Вера Терещенко вместе с одноклассниками, ставшими подпольщиками в Первоавгустовке. Платок Веры, когда-то хранивший тепло, сиротливо напоминает о страшной трагедии. Выбор между предательством и отвагой, смелостью и трусостью, жизнью и смертью…

В документальной повести Владимира Злуникина «Жила в поселке девушка» читаем, что гестаповцы разными методами пытались вырвать у Веры признание. Вначале Вере предлагали в обмен на предательство сытую и счастливую жизнь, и когда партизанка отказалась, познакомили с одной женщиной, ставшей предателем:
— Вас зовут Вера?
— Да.
— Вот и превосходно. Сейчас будем пить кофе. Натуральный.
— Ничего я не хочу! Зачем меня сюда привели?
— Вы должны все рассказать немцам.
— Что — все?
— О партизанах… Лучше рассказать и жить, чем молчать и потом умереть. Посмотрите на меня, как видите, я устроилась и чувствую себя неплохо…
Вера пристально посмотрела на дамочку:
— А когда придут наши, тогда как вы чувствовать себя будете?
— Русские не вернутся…
— Так говорят гестаповцы. Они убили вашего мужа, а вы… Нам не о чем говорить…
Больше Веру не уговаривали. Был жестокий допрос, но девушка, превозмогая боль, осталась непреклонной. Ее терзала и одновременно укрепляла силы одна мысль, которую вымолвила избитая, брошенная в камеру: «За туфельки хотели купить…»
Партизанку приговорили к казни…

Центральное место в экспозиции музея занимает картина Соломона Самсоновича Боима «Казнь партизанки Веры Терещенко», написанная художником в 1967 году.

Холодный октябрьский день. Худенькая девочка у виселицы окружена группой гестаповцев. Десять на одну. Согнаны мирные жители — свидетели казни. Женщины и дети плачут. Седой сгорбленный старик беспомощно опустил голову…

Так хочется помочь девушке, спасти ее, но силы не равны…
Вера не испугалась смерти. Она вошла в бессмертие со словами: «Я защищала Родину и погибаю за Родину…»

Стела, установленная на месте казни, передает сегодня события того трагического осеннего дня 1942 года: связанная веревками, но непокоренная партизанка застыла в неудержимом порыве.

136

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх