За немцем тянется кровавый след…

8 октября – скорбная дата для дмитриевцев. Ровно 80 лет назад немцы оккупировали наш район на долгие 17 месяцев.

Рассказывает Наталья Трушинева, научный сотрудник Дмитриевского
краеведческого музея:

— Семнадцать месяцев страха, горя, слез, унижения. Ежедневная газета Юго-Западного, Сталинградского, Дон-ского, Центрального, Белорусского и Первого Белорусского фронтов «Красная Армия» от 23 августа 1943 года писала о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Дмитриеве и Дмитриевском районе, выявленных в результате 15-дневной работы специальной комиссии. Кровь стынет, и слезы наворачиваются на глаза.

«Изверги, меченые свастикой»
6 сентября 1941 года областной комитет партии дал указание о строительстве военно-оборонительных сооружений, оказании помощи фронту, создании партизанских отрядов, подборе и расстановке кадров в подполье.
Был создан истребительный батальон, который уничтожил под Рыльском и Дмитриевом около 700 вражеских солдат, при отходе из города были взорваны 5 километров железнодорожного полотна, 4 моста через Свапу, нефтебаза, элеватор, склады с зерном.
Однако силы были неравны. 8 октября 1941 года Красная Армия и полки народного ополчения после шестидневных упорных боев оставили Дмитриев.

Вспоминают очевидцы: «8 октября 1941 года немцы заняли город Дмитриев. Вскоре начались расстрелы. Изверги, меченые свастикой, ловили и расстреливали людей без разбору, называя всех партизанами. От рук фашистских палачей погибла Анна Васильевна Луговская. Вместе с ней была расстреляна ее соседка Ефросинья Федоровна Ях в возрасте 66 лет и неизвестный мне мужчина». (Из заявления гр-на С.И. Затолокина).
«На моих глазах немцы расстреляли 6 человек. Фамилию одного из погибших помню — Злуникин, остальных не знаю. Расстрелы производили в саду, против базарной площади. Обычно немцы делали так. Толкали свою жертву в яму, сразу же стреляли и заваливали землей. Затем прислушивались, не шевелится ли, и снова засыпали землей и мусором». (Из заявления гр-на К.А. Бобышева).
«Под предлогом борьбы с коммунистами и партизанами гестаповцы хватали стариков, женщин, детей. Морили их голодом, на давая даже воды. До мая 1942 года немцы расстреливали советских людей, а с мая стали прибегать и к повешению. Я лично видела, как немцы расстреляли одного гражданина возле кладбищенской церкви, а через несколько дней еще 4-х жителей деревни Дерюгино. Вообще же число жертв по городу и району исчисляется сотнями». (Из заявления гр-ки М.В. Щербаковой).
«Я жила в Дерюгинском лесхозе. Однажды в поселок ворвались немцы, произвели повальный обыск, выгнали меня с детьми на улицу, не позволив взять с собой даже куска хлеба, и все сожгли. Затем нас гнали 25 километров под винтовками в сильную метель. Я шла с тремя детьми. Нас пригнали в какой-то поселок, но вскоре сожгли и его, и мы, погорельцы, снова пошли мытарствовать. Мы наблюдали не только картину пожара, но и картину расправ». (Из заявления гр-ки П.А. Антиповой).

Грабители
Грабеж начался с первого дня прихода немецких оккупантов и продолжался до тех пор, пока их не изгнала Красная Армия с территории Дмитриевского района.
В селе Фатеевка немцы отняли у колхозников 50 коров, 100 овец и почти полностью сожрали всю домашнюю птицу. Кроме того, они отбирали у колхозников сапоги, галоши, ботинки, женские платья, платки и т.д. Подобные грабежи были повсеместными. Всего по Дмитриевскому району немцы отняли у колхозников 2934 коровы, 5373 овцы, 2918 свиней, 57992 голов птицы и т.д.
Награбленные у колхозников личные вещи немецкие солдаты и офицеры отправляли в Германию или как воры-домушники сбывали на рынке. Нередко на рынках появлялась одежда, забрызганная кровью замученных немцами людей. Немцы грабили даже убиваемых ими людей.

Пепел жжет наши сердца
Немецкие факельщики сожгли 14 поселков и деревень Дмитриевского района. Там, где были населенные пункты Карпеевский, Студенецкий, Образцовый, Лобановский, Веселый, Средний, Северный, Восточный, Чемерки, Подводный, Осановский, Сипновский, Кудачка, Кубань, остались одни только пепелища.
Нередки случаи, когда вместе с домами фашисты сжигали и живых людей. Так, в поселке Студенецком немцы сожгли 80-летнего инвалида Кочуряева. В Карпеевском поселке подожгли дом, где находилась больная старуха Семкова. Соседи вытащили ее из огня и поместили в единственный уцелевший дом. Заметив это, фашисты убили хозяйку дома, приютившую старуху, а Семкову сожгли.
Немцы разрушили в Дмитриеве и районе: фосфоритный завод, сушильный завод, мебельную фабрику, машинно-тракторные и центральные ремонтные мастерские, Черневский и Моршневский спиртзаводы, сахарный завод, бумажную фабрику и лесозавод, завод лимонной кислоты, электростанцию и т.д.
Фашисты взорвали памятник В.И. Ленину, разорили 21 библиотеку, разрушили краеведческий музей, педучилище и 51 школу. Большинство школьных зданий были превращены в конюшни. Немцы также уничтожили детскую техническую станцию, 2 детских дома, 31 клуб, 5 кинотеатров, 3 больницы, роддом и т.д.
Общая сумма нанесенных фашистами убытков жителям района ориентировочно исчисляется суммой в 163 миллиона 786 тысяч рублей.

О чем говорят раскопки могил
Точно установлено, что массовые расстрелы в Дмитриеве гестаповцы и полицейские проводили в районе кладбищенской церкви, около бывшей немецкой тюрьмы, на окраине города в Кобыльем логу, повешение — на базарной площади в городе. Комиссией в разных местах обнаружено 16 ям с одним-тремя трупами, одна яма с 19 трупами и траншея длиною 9 метров, заваленная трупами.
Была организована судебно- медицинская экспертиза и произведен осмотр обнаруженных останков 98 людей, среди них были женщины и дети, раненые красноармейцы.
Стоит только представить, что чувствовали жители района 3 марта 1943 года, когда к ним пришло освобождение.
Разве можно все это предать забвению? Вечная память нашим землякам.

107

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх