Выборы 19 сентября 2021 года

  О применении ККТ в 2021 году 

Сфера ККТ является одной из динамичных сфер, которые подвержены постоянной законодательной корректировке и технологической оптимизации с учетом меняющихся условий действительности. Ежегодно в Федеральный закон от 22 мая 2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее – Закон о ККТ) вносятся  изменения.
Согласно требованиям федерального законодательства все организации и предприниматели на любых  системах налогообложения  при осуществлении расчетов  наличными денежными средствами и электронными средствами платежа  обязаны применять онлайн-кассы.      Послабления в части исполнения этой обязанности действовали до 1 июля 2021 года для предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг.  Но, начиная с указанной даты, обязанность использовать ККТ распространена и на них. Не применять ККТ смогут только те лица, которые перейдут на уплату налога на профессиональный доход, поскольку при использовании этого спецрежима применение ККТ не требуется, расчеты производятся через специальное приложение “Мой налог”.     Кроме того, организации и  ИП с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности и при оказании услуг, поименованных в  статье 2 «Особенности применения контрольно-кассовой техники» Закона о ККТ.

Все, кто использует контрольно-кассовую технику, должны выдавать клиентам кассовые чеки.  В отношении кассовых чеков с 1 февраля 2021 года действуют новые правила.  Статья 4.7 “Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности” Закона о ККТ  устанавливает  следующий перечень обязательных реквизитов кассового чека:

наименование документа;

порядковый номер за смену;

дата, время и место (адрес) осуществления расчета;

наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя – пользователя;

идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

применяемая при расчете система налогообложения;

признак расчета;

наименование товаров, работ, услуг, их количество, цена за единицу, стоимость;

сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам;

форма расчета;

должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту);

регистрационный номер контрольно-кассовой техники;

заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;

фискальный признак документа;

адрес сайта уполномоченного органа в сети “Интернет”, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;

абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;

адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;

порядковый номер фискального документа;

номер смены;

фискальный признак сообщения;

QR-код.

До 01.02.2021 индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары), применяющие ПСН, УСН, ЕСХН могли не указывать в кассовых чеках и БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество.   Однако с 1 февраля 2021 года следует обеспечивать указание в кассовом чеке необходимых сведений вместо безликой позиции «товар»

В связи с пандемией в 2020 году был объявлен мораторий на проверки кассовой дисциплины и действий с кассовыми аппаратами. 1 января 2021 года мораторий закончился. Контроль за соблюдением порядка применения ККТ  осуществляется в форме оперативных проверок и мониторинга информации о расчетах и налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа. Цель такого контроля – проверка исполнения организациями и предпринимателями  обязанности по фиксации всех осуществляемых расчетов с применением ККТ.   В настоящее время налоговыми  органами проверки проводятся с учетом риск-ориентированного подхода.  Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения  контроля, при котором выбор налогоплательщиков для проведения проверок и интенсивности (формы, продолжительности, периодичности)  контрольных мероприятий определяется  наличием в деятельности налогоплательщиков признаков нарушений  и их характером.  При оценке деятельности и определении «группы риска»  в качестве существенных нарушений учитываются факты неприменения ККТ при осуществлении расчетов. Речь идет о предпринимателях и юридических лицах, не фиксирующих выручку через ККТ в полном объеме. Гражданское законодательство предполагает, что деятельность любой коммерческой структуры направлена на систематическое получение прибыли, представляющей разность между выручкой от реализации товаров (услуг) и расходами на их производство и сбыт.  Предприниматели и организации,  отражающие в декларациях убытки, а также регулярно фиксирующие выручку через ККТ в размере, не покрывающем расходы на обеспечение хозяйственной деятельности (аренду помещений, торговых площадей, заработную плату, стоимость товаров, приобретенных для последующей продажи, оказания работ (услуг) и т.д.) включаются в группу «риска» и их деятельность будет попадать под пристальное внимание со стороны контролирующих органов.  Обращаем внимание пользователей ККТ на то, что налоговые органы имеют в своем распоряжении программные комплексы, позволяющие  осуществлять контрольные действия в форме наблюдения и мониторинга расчетов в режиме реального времени.

Поводом для оперативной проверки может также стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ.

По результатам контрольной работы, проводимой  Инспекцией в текущем году, нарушения установлены при проведении каждого объекта проверки.  Нередки случаи  установления  в ходе одной проверки нарушений, квалифицируемых по нескольким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, за 1 полугодие 2021 года результативность проверок составила 122%.

Практика  осуществления контроля показала наличие ряда наиболее часто встречающихся нарушений в работе с контрольно-кассовой техникой:

  • отсутствие в кассовом чеке обязательных реквизитов или недостоверные сведения (должность, фамилия лица, осуществляющего расчет, наименование товаров, количество, цена);
  • не применение ККТ при осуществлении расчетов электронными средствами платежа ( при оплате картой надо пробивать и выдавать покупателю два чека: кассовый и чек эквайрингового терминала);
  • не применение ККТ при осуществлении расчетов посредством денежных «онлайн» переводов на банковские карты;
  • не направление  покупателю (клиенту) кассового чека в электронной форме либо не передача указанных документов на бумажном носителе покупателю;
  • осуществление расчетов с применением ККТ, срок действия фискального накопителя, у которой, истек.

На расчетах электронными средствами платежа хотелось бы остановиться отдельно. В целях контроля за расчетами и применением ККТ организациями и предпринимателями налоговые органы могут запрашивать у банков информацию о наличии счетов, выписки по операциям на счетах, а также об остатках электронных денег и об их переводах.   Ответ на запрос банки должны  предоставить в течение трех дней со дня получения запроса. Поступившая информация может быть сопоставлена со сведениями о расчетах с применением ККТ  и по результатам такого анализа налоговый орган  установит размер выручки, полученной без фиксации  контрольно-кассовой техникой. Обнаружение таких фактов, безусловно, повлечет как налоговую ответственность за сокрытие выручки, так и административную за нарушение законодательства о применении ККТ. Обращаем внимание лиц, практикующих  расчеты с использованием электронных  переводов на счета физических лиц по номеру телефона или карты, что налоговые претензии могут быть предъявлены любому физическому лицу, фактичекски получающему денежные средства на регулярной основе, даже если оно не является индивидуальным предпринимателем.  В случае если продавец товара просит перечислить денежные средства на свой счет, открытый как физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, или счет подставного лица, денежные средства, поступившие на банковские счета, будут признаны доходом и с них будет исчислен по нормам главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13 %. При этом помимо доначисления суммы налога к уплате бюджет будут предъявлены   штрафные санкции, размер которых составит дополнительно  40 процентов.  Доначисления в крупных размерах могут также повлечь уголовную ответственность, предусмотренную статьями 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Напомним, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении ККТ статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность:

-в соответствии с частью 2 статьи14.5 КоАП РФ в виде штрафа от 75 до 100% совокупной суммы расчета, но не менее 30 тыс. рублей для юридических лиц, от 25 до 50% суммы расчета, но не менее 10 тыс. рублей для предпринимателя;

-при повторном нарушении (при сумме расчетов 1 млн. рублей и более) в соответствии с частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении должностных лиц -дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении  предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

-в соответствии с частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере  до 3 тыс. рублей; на юридических лиц – до 10 тыс. рублей в случае применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных порядка регистрации (перерегистрации), порядка и условий ее применения;

-на основании части 6 статьи 14.5 КоАП РФ не направление электронного чека по требованию покупателя, не выдача чека на бумажном носителе влечет предупреждение или взыскание штрафа в размере 2 тыс. рублей с  предпринимателей и 10 тыс. рублей с юридических лиц.

Не стоит также забывать о том, что налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности  в течение года после совершения нарушения.

Однако следует учесть, что штраф налагаться не будет, если предприниматель сам обнаружит и устранит нарушение,  в том числе зафиксирует размер выручки, полученной без применения ККТ, с помощью чеков коррекции.

Одновременно, Межрайонная ИФНС России № 3 по Курской сообщает жителям и гостям города  Железногорска   и  Железногорского  района о возможности  представления информации  о нарушениях  в сфере применения  ККТ по телефону   8 (47148) 3-27-73 или в письменной форме по адресу: ул. Ленина, д. 58/3, г. Железногорск, Курская область, 307176.

57

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ВВЕРХ