78 лет назад, 3 марта 1943 года, Дмитриев был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Как город готовился к обороне в 1941 году, жил во время оккупации и дождался освобождения — об этом рассказывают материалы «Дмитриевского вестника», краеведческого музея и архивного отдела.
Вставай, страна огромная!
После объявления войны сотни дмитриевцев сразу пошли в военкомат. На состоявшемся митинге в педучилище студенты третьего курса единогласно выразили желание направиться на фронт. Люди записывались в народное ополчение и истребительный батальон. В связи с приближением фронта к Курской области 16 сентября 1941 года областной комитет партии дал указание о строительстве военно-оборонительных сооружений, оказании помощи фронту, создании партизанских отрядов и подборе и расстановке кадров в подполье. Дмитриевцы стали готовиться к партизанской войне: создали военно-продовольственные базы, а затем и партизанский отряд, в состав которого первоначально вошло 45 человек. Командиром отряда был утвержден секретарь райкома партии М.М. Плотников, заместителем — И.И. Свирин. 10 июля 1941 года в Дмитриеве был сформирован истребительный батальон по уничтожению немецких диверсантов и десантников. Командиром назначен И.С. Банных, комиссаром — Д.Д. Беспарточный. Истребительный батальон уничтожил под Рыльском и Дмитриевом около 700 вражеских солдат, при отходе из города были взорваны 5 километров железнодорожного полотна, 4 моста через Свапу, нефтебаза, элеватор, склады с зерном. 8 октября 1941 года Красная Армия и полки народного ополчения после шестидневных упорных боев оставили Дмитриев.
17 месяцев ужаса
Василий Васильевич Ольховиков встретил оккупацию девятилетним мальчишкой. Он вспоминал: «Несмотря на запреты матерей, мы с друзьями выбегали в город, чтобы посмотреть на происходящие перемены, но к лесу никто не приближался. Немцы с первых дней установили: если кто вышел из леса – значит, партизан. Помню, как одновременно на одной виселице повесили мужчину и мальчика лет 10-12, которых задержали на лесной опушке. Больше всего боялись немцев в черной форме. Однажды один такой бросил ведро мальчику, его звали Федя, и жестами послал за водой к Крупке. Когда тот начал спускаться по склону, немец выстрелил в него и убил. Обстановка в городе была очень напряженная, мать боялась за меня. Фашисты вели себя бесцеремонно, свободно заходили в любой дом, усаживались за стол. Если было жарко – ногой по стеклу. Не работали магазины, не было электричества. Люди сажали и убирали огороды, ходили по деревням, меняли вещи на продукты. Так шли месяцы, казавшиеся годами. За время оккупации горожан выгоняли на казнь партизанки-разведчицы Веры Терещенко и на расстрел женщины, убившей своего отца. В 1942 году выводили на улицы евреев и заставляли их собирать неразорвавшиеся мины и снаряды….» Были и массовые убийства. В архиве хранятся акты о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов, где указано, что за 1941-1942 годы было расстреляно в с. Фатеевка 19 человек, в поселке Чемерки – 65 человек, в Черневском сельсовете -27 человек. Всего же за время оккупации было замучено и расстреляно более 2000 человек, угнано в Германию свыше 500 жителей района. Народные мстители Партизаны начали действовать уже на четвертый день оккупации района. 12 октября группа партизан, возглавляемая Я.И. Соколовым, напала на немецкую машину с тремя вражескими солдатами. 23 октября вблизи Богословки была уничтожена машина с продовольствием, а 30 октября недалеко от Черневки – 2 машины и 4 солдата противника. В Пальцево партизаны взорвали мост, а на участке дороги Михайловка – Дмитриев – Комаричи неоднократно выводили из строя телефонную и телеграфную связь противника. Особое место в деятельности партизан занимали диверсии на железной дороге.
«Изведал враг в те дни немало»
Потерпев сокрушительное поражение под Сталинградом, немецкие войска отступали на запад, но в районе Льгова и Дмитриева немцы создали прочную оборону, чтобы любой ценой удержать важный участок железнодорожной магистрали Брянск – Харьков. Подступы к Дмитриеву на глубине 15-25 км были оборудованы множеством оборонительных сооружений, сюда были стянуты 5 артиллерийских батарей, по железной дороге курсировал бронепоезд. В связи со сложностью предстоящей операции по прорыву немецкой обороны была создана боевая группа из 65-й общевойсковой армии под командованием генерала Батова, 2-й танковой армии и 2-го кавалерийского корпуса. 13 февраля 1943 года войска 132-й стрелковой дивизии, наступая со стороны Льгова, вступили на территорию Дмитриевского района, приняв бой за д. Петраковку и с. Генеральшино. В этом бою погибло 110 наших бойцов. В то же время 605-й стрелковый полк освободил от фашистов населенные пункты Романовка, Куток и Новая Першина. К вечеру 13 февраля полк вновь вступил в бой, теперь с отступающими от Генеральшино немцами. В бою погибло 80 красноармейцев, но село не было сдано врагу. В последующие два дня наши войска заняли пенькозавод, поселок Борки, с. Рогозна и три моста на дороге Дмитриев – Барыбино. Первая попытка взять при поддержке танков районный центр не удалась. Соединившись с частями 132-й стрелковой дивизии, партизаны 1-й Курской партизанской бригады 14 февраля освободили с. Клишино. На следующий день в ходе кровопролитных боев были заняты д. Расстригино и с. Снижа. 18 февраля еще находящиеся в оккупации жители города видели, как по заснеженному полю выше п. Татарка в атаку шли бойцы 712-го полка, которые разгромили немцев и заняли Гришино и Камсулю. Большую роль в наступлении на Дмитриев сыграли соединения 2-й танковой армии генерал-лейтенанта танковых войск А.Г. Родина. Но бое-способность армии была ослаблена в ходе длительного марша. Поэтому 23 февраля 1943 года генерал Родин вынужден был начать наступление только 194-й стрелковой дивизией. Завязался бой на рубеже Полозовка – Пальцево – Моршнево.
Атакуя оборонительные позиции противника без артиллерийской и минометной поддержки, стрелковые части наступали довольно медленно. Только за 4 дня боев до 27 февраля потери составили 1000 человек убитыми и ранеными, а сколько тел в весеннее половодье унесла река Свапа вниз по течению, не знает никто. По имеющимся документам, 23 февраля 1943 года был получен приказ Верховного главнокомандования об усилении ударов по врагу, и 112-я дивизия, которая вела бои за Сталинград, прямо с марша вступила в бой за Дмитриев. Бои за город продолжались неделю. Наконец ранним утром 3 марта с огромными потерями и в результате ожесточенных боев город был освобожден. Очевидцы вспоминали, что весна в ту пору выдалась ранняя и теплая, бежали ручьи. По улицам города шли красноармейцы в валенках без галош. Их уставших и мокрых дмитриевцы разбирали по домам, сушили, кормили картошкой. После небольшой передышки солдаты, растянувшись в цепь в районе д. Гришино, двинулись в сторону Полозовки. Война продолжалась…