27 января исполняется 77 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда
Рассказывает Наталья Трушинева, научный сотрудник музея:
— Почти 900 дней город-герой отстаивал своё право на жизнь и существование. И жарким летом, и морозной, жестокой зимой. Храбрые горожане не только хватались за призрачные нити жизни, но и помогали фронтовикам и партизанам. Среди защитников города на Неве были и наши земляки.
Уроженец села Дерюгино Григорий Тимофеевич Кубатин до войны окончил Первоавгустовскую школу, в 1939 -1940 гг. служил в Ленинграде и получил боевое крещение в карело-финской войне.
В марте 1941 года вернулся к мирной жизни, работал на Ленинградском заводе «Русский дизель». Но вскоре началась война, и Григорий Тимофеевич вновь надел солдатскую шинель. Принимал участие в боях на железной дороге Ленинград — Красный Бор, в районе Синявских высот, под Пушкиным и на знаменитом Невском «пятачке».
В январе 1944 года советские войска начали прорыв блокады. Развивая наступление в районе Пулковских высот, 63-я гвардейская дивизия встретила усиленное сопротивление врага. Местами неприятелю удавалось переходить в контрнаступление. Погиб командир артиллерийской батареи, и командир взвода связи Григорий Кубатин принял командование на себя. Самоотверженно дрались в этом бою артиллеристы, отбив контратаку, но в этом бою лейтенант Кубатин был тяжело ранен.
Двумя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда» и многими другими наградами отмечены подвиги нашего земляка. После войны Г.Т. Кубатин работал в автотранспортном предприятии, коммунальном хозяйстве. Умер и похоронен в Дмитриеве.
В рядах славных защитников Ленинграда достойное место занимали женщины — авиаторы и снайперы, регулировщицы и медицинские сестры, связисты и врачи. Одна из них наша землячка Зинаида Николаевна Остроухова.
После окончания в 1940 году Дмитриевской средней школы она поступила в Ленинградский педагогический институт.
— В то горестное лето,- вспоминала Зинаида Николаевна,- я сдавала семестровые экзамены за первый курс. Грянула война, и дальнейшая моя судьба мало чем отличалась от судеб многих других. Рытье окопов, ночные и дневные дежурства. Вскоре Зинаида добровольно вступила в ряды Красной Армии. 15 сентября 1941 года ее зачислили в 21-ю военную снаряжательную мастерскую. Под ураганным огнем и в короткие минуты затишья, в условиях голода, систематиче-ского недосыпания она обеспечивала передовую линию боеприпасами. Девятнадцатилетней девушке приходилось рыть оборонительные сооружения, дежурить на крышах высотных зданий, работать в специализированной мастерской, где принимали отстрелянные гильзы, вновь заряжали их и отправляли на линию фронта. Защитники города работали днем и ночью.
«Нам, военнослужащим, было тяжело, — вспоминала Зинаида Николаевна. – В ужас приходила я, когда выходила в город. На улицах — незахороненные трупы, едва стоящие на ногах прохожие, руины, пожарища…»
Только 25 августа 1945 года она демобилизовалась из армии. Каким бойцом была Зинаида Остроухова, рассказывают высокие награды Родины — ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Вернувшись в Дмитриев, она 45 лет работала начальником секретной части в военкомате.
Зинаида Николаевна вела большую военно-патриотическую работу среди молодежи. Сегодня ее уже нет с нами, но мы помним, гордимся и берем пример с достойных защитников нашей Родины!
Около полутора миллиона человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Так случилось, что 6 медалей были выданы представителям одной семьи из деревни Расстригино Дмитриевского района. Это братья Алексей, Сергей, Иван и Николай Ляховы и сыновья Сергея – Василий и Михаил.
Еще до войны двое братьев оказались в Ленинграде. Николай Иванович окончил Высшее военно-морское училище имени Дзержинского и был инженером-механиком катеров на Балтийском флоте. В период блокады его назначили командиром роты автоматчиков. Молодой офицер участвовал в первом прорыве блокады в январе 1943 года, был тяжело ранен. После госпиталя вернулся на Балтий-ский флот, где и воевал до конца войны. Его племянник, Василий Ляхов, перед войной окончил в Ленин-граде школу подводного плавания, войну встретил в качестве рулевого-сигнальщика подводной лодки.
Остальные Ляховы воевали на суше в разных частях. Сергей Иванович — отец Василия – на Волховском фронте был комиссаром, а затем ответственным секретарем партийной комиссии артиллерийского дивизиона. Иван Иванович на Волховском фронте был политруком стрелковой роты, затем батальонным комиссаром.
Старший из Ляховых — Алексей Иванович под Ленинград попал из госпиталя, в котором находился после ранения под Сталинградом. В боях на Ленинградском фронте воевал в составе 80-й стрелковой дивизии. Под Нарвой был ранен. Затем вернулся в свою дивизию и дошел с ней до Берлина.
Самый младший из Ляховых – второй сын Сергея Ивановича – Михаил, прежде чем попасть под Ленинград, воевал на Калининском фронте, принимал участие в боях на Курской дуге в качестве полкового разведчика.
«Под Ленинград я попал глубокой осенью 1943 года, — рассказывал он. — Жуткую картину представляло поле боя в районе Синявских высот, где занимала оборону наша 18-я стрелковая дивизия. Подбитая техника — и окопы, окопы, окопы… Убитых с поля боя не успевали подбирать.
Наши и немецкие войска зарылись в земле, напряженно ожидая, кто же первый начнет наступление. Обстановка сложилась нервозная, каждый день ожидали команды наступать, но душу грела мысль, что рядом, в нашей же дивизии, находился мой отец.
Наконец в середине января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, овладев инициативой, перешли в решительное наступление. Помню то воодушевление, с которым бойцы пошли в бой, ведь в Ленинграде находились наши измученные братья и сестры. Позже я их видел. Без жалости нельзя было смотреть в их запавшие от голода и мук глаза. Видел и другие ужасы: сожженные по пути отступления фашистов села, виселицы, трупы замученных людей.
Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись, но велик был наш прорыв. Какое это было счастье, когда 27 января была окончательно ликвидирована блокада, а к концу марта 1944 года всю Ленинградскую область уже очистили от врага».